Россия
 Республика Кипр
 Северный Кипр
 Германия
 Испания
 Финляндия
 Болгария
 Черногория
 Португалия
 Италия
 Греция
 Турция
 Великобритания
 Венгрия
 ОАЭ
Основные офшорные зоны в мировой практике ведения бизнеса в 2016-2019. Тенденции 2020 года   Дата: Пятница 06 Январь, 2012
Офшор, или «налоговый рай»,- явление неизбежное в условиях высокого налогообложения. В III-IV веках римские налогоплательщики в массовом порядке устремлялись в варварские земли с целью избежать высоких налогов. В VII-VIII веках христианские налогоплательщики по той же причине переселялись на мусульманские территории, на Руси прообразом офшоров можно назвать Запорожскую Сечь.
Первым «налоговым раем», где деньги и доходы находились в безопасности и не облагались налогами (либо облагались по низком ставке) в новое время стала Америка. Большинство переселенцев отправлялись туда, скорее спасаясь от налогов, а не по религиозным или политическим соображениям. К 1990-м годам многие стали считать офшором США. Проценты, которые платили иностранным вкладчикам американские банки, не облагались налогом. Доходы иностранцев от повышения стоимости ценных бумаг - тоже. А когда американская налоговая служба предложила такой налог ввести, Конгресс ответил принятием специального закона, в котором прямо говорилось, что операции с акциями, осуществляемые иностранцами, налогообложению не подлежат, даже если эти операции проводятся через американского трейдера.
Багамы оставались популярным офшором многие десятилетия благодаря отсутствию подоходного налога. В 1974 году американский миллиардер Говард Хьюз получил там вид на жительство и заодно купил роскошный отель во Фрипорте. Правда, в феврале 1976-го власти Багамских островов, решив воспользоваться присутствием многочисленных иностранных банков и корпораций, ввели специальный налог на все предприятия, принадлежавшие багамцам менее чем на 60%. Иностранцы стали покидать Багамы и перебираться на Каймановы острова, которые в качестве «налогового рая» заявили о себе в 1960-х годах. Там не было асфальтированных дорог, единственная связь с внешним миром - почта и телефонная линия через Ямайку - была крайне ненадежной. На островах действовало несколько офисов иностранных банков, и все они представляли собой убогое зрелище (например, офис Royal Bank of Canada размещался в бывшем складе). К 1990-м годам ситуация кардинальным образом изменилась. Более сотни иностранных банков имели офисы и штат сотрудников на Каймановых островах. Также были зарегистрированы и вели операции 525 банков, не имеющих офисов. Дороги получили асфальт, появилось множество роскошных отелей. В 2000-е годы уровень жизни на Каймановых островах был одним из самых высоких в мире (соответственно, резко выросли потребительские цены и стоимость земли). В 1960-е начал развиваться еще один офшор, в то время считавшийся гораздо более перспективным, нежели забытые богом Каймановы острова. Это был Ливан, который называли «Швейцарией Ближнего Востока». Бейрут фактически являлся международным банковским центром, однако стабильным финансовым центром он не стал. Привлекательность Швейцарии как офшора была связана с тем, что эта страна сохраняла политическую и социальную стабильность, осталась в стороне от мировых войн, имела валюту, привязанную к золоту и абсолютную банковскую тайну.
По данным Банка международных расчетов базирующегося в Швейцарии, на 2017 г.г. 10% мирового ВВП располагается в офшорах. В Венесуэле, ОАЭ, Саудовской Аравии доля отправленного в офшоры капитала составляет 65% ВВП, в России - 55%. В индустриально развитых странах - примерно 15% ВВП, где свои 0,01% граждан этих стран держат в офшорах почти половину своих активов. В этом процессе вывода капитала выделяется Скандинавия (Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия), где активы, отправленные в офшоры, исчисляются всего несколькими процентами. За 2010-2017 г.г. радикально изменилась география офшоров. Долгое время лидировавшая Швейцария быстро сдала свои позиции азиатским странам, прежде всего Гонконгу, который с 2007 по 2015 года увеличил количество привлеченных денег в 6 раз, а к 1995 году Гонконг по присутствию филиалов иностранных банков (их там насчитывалось уже 357) занимал 2 место в мире после Лондона.
Швейцария традиционно являлась страной - офшором, куда например, непосредственно перед началом Второй мировой войны работники швейцарского оффшорного бизнеса предпочли эвакуировать деньги из Лондона. В 1920-е годы швейцарские банки стали предоставлять солидным клиентам оффшорные услуги прямо в Лондоне. Банковская тайна существовала в качестве обычной практики в Швейцарии с конца XIX века, но она подпадала под категорию гражданского права, и то не во всех кантонах. Поэтому оффшорным центром Швейцарию сделал закон 1934 года, который предусматривался очень низкий уровень вмешательства властей швейцарской конфедерации в дела банков, а 47-я статья закона говорила о банковской тайне и что любой работник банка и сотрудник банковского надзора будет оштрафован или подвергнется тюремному заключению сроком до 6 месяцев, если раскроет любую информацию. Поэтому деньги клиентов находятся под защитой швейцарской банковской тайны. Благодаря этому в банковский сектор было привлечено огромное количество иностранных вкладчиков, которым гарантировалась анонимность. Это существенный момент, потому что в то время немецкие и французские власти ввели контроль над валютными операциями с целью предотвратить отток капитала и уклонение от уплаты налогов. При этом они не брезговали шпионить за швейцарскими банками и находили возможным угрожать им санкциями.
В начале 2001-2005 г.г. Швейцария (а именно Цюрих и Женева) занимала 6 место по объемам финансовых операций и имела 7% мировых кредитных обязательств в иностранных валютах и 8% активов в этих валютах. Швейцарский франк оставался пятой по значению валютой в мире после доллара, евро, иены и фунта стерлингов. В 2003 году в Швейцарии действовали дочерние подразделения 148 иностранных банков (67 в Цюрихе и 50 в Женеве). В 2003 году Цюрих в качестве финансового центра управлял 35% мирового оффшорного капитала (на 2 месте шла Великобритания с 21%, дальше США с 12%). Естественно, кроме банковской тайны, оффшорный статус Швейцарии всегда поддерживало то обстоятельство, что в этой стране уклонение от уплаты налогов не является уголовным преступлением.
После смягчения ограничения на движение капитала почти во всем мире, Швейцарии стало почти невозможно конкурировать с финансовыми центрами в крупнейших индустриальных странах. Кроме того, в конце 1990-х годов по причине повсеместного падения темпов инфляции и растущей стабильности европейских валют (которая повлекла введение евро) снизилась привлекательность швейцарского франка.
По методологии МВФ под офшорной зоной понимается страна или территория, удовлетворяющая 3 критериям:
1) наличие большого количества финансовых институтов, участвующих в основном бизнесе с нерезидентами зоны
2) наличие финансовой системы с большим объемом внешних финансовых активов т обязательств, который намного превышает объем внутренних финансовых средств, используемый для финансирования внутренней экономики
3) оказание ряда услуг зарегистрированным компаниям, в том числе нулевое и номинальное налогообложение, мягкое финансовое регулирование, сохранение банковской тайны и конфиденциальности. Юрисдикции с высокой степенью конфиденциальности подразделяются на 7 групп:
1) Развитые страны (Бельгия, Германия, Исландия, Израиль, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, США, Великобритания)
2) Страны с развивающимися рынками (Венгрия, Россия, Уругвай, ЮАР)
3) Азиатские офшорные зоны (Гонконг, Макао, Малайзия, Сингапур, Тайвань)
4) Офшорные страны Карибского бассейна (Аруба, Багамы, Барбадос, Бермуды, Кайманы, Коста-Рика, Доминика, Нидерландские Антильские острова, Панама, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины)
5) Офшоры Европы (Андорра, Гибралтар, Гренада, Гернси, Ирландия, остров Мэн, Джерси, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Швейцария)
6) Офшоры Ближнего Востока и Африки (Бахрейн, Кипр, Ливан, Либерия, Маврикий, Сейшельские острова, ОАЭ)
7) Офшоры Океании (Мальдивские острова, Маршалловы острова, Науру, Самоа, Вануату).
Основными целями при использовании стран с офшорными режимами являются: снижение уровня налогообложения, защита финансовых активов за счет их размещения в экономически и политически более стабильных странах, и территориях, оптимальное размещение финансовых ресурсов в целях их аккумулирования и накопления и снижение общего уровня коммерческих рисков.
В современном мире есть высоко налоговые страны, предоставляющие различные льготные, налоговые режимы в отношении внутренних доходов юридических и физических лиц, и низконалоговые страны, имеющие высокие налоги в отношении резидентных компаний и низкие или нулевые налоги в отношении нерезидентных доходов. К примеру, в США, при высокой ставке налогообложения корпоративных доходов на федеральном уровне (39,2%) есть разные возможности снижения налогообложения на уровне штата, в том числе и до 0%, если корпорация зарегистрирована в штатах: Делавэр, Невада, Небраска и др. В штате Делавэр зарегистрирована 50% их 500 крупнейших корпораций США. Больше 50% американских крупнейших корпораций имеют дочерние структуры в налоговых убежищах мира (страны или территории с 0% или низким уровнем налогообложения иностранных компаний, ведущих деятельность за пределами страны регистрации). По методологии ОСЭР, вплотную занимающейся так называемой "вредоносной налоговой практикой" под налоговым убежищем понимается территория, используемая нерезидентами для уклонения от налогообложения в странах резиденции, на которой отсутствуют или действуют номинальные налоги на предпринимательские доходы (в том числе переводимые за рубеж). Законодательство или административная практика налоговых убежищ защищают из от эффективного обмена информацией между налоговыми властями о налогоплательщиках. Уровень прозрачности низкий. Самым крупным в мире налоговым убежищем с точки зрения количества зарегистрированных компаний являются Каймановы острова, на которые приходится 41% зарегистрированных офшорных компаний мира. Экономический эффект налоговых убежищ очевиден для предоставляющих территорий: более низкий уровень налогообложения стимулирует рост производства и производительности труда на основе предоставляемых стимулов для инвестирования, сбережений и инноваций. Низкие налоги сопровождаются высокими темпами роста иностранных инвестиций, занятости, производительности труда и соответственно уровня потребления. Низкие налоги существенно снижают уровень бедности в стране. Обычно среднегодовые темпы прироста ВВП налоговых убежищ в 2,5 раза превышают среднемировые показатели. Использование же посреднических структур (проводящих компаний) позволяет снизить налогообложение, в том числе до 0%, как у источника, так и в стране резиденции посредника. Например, в течение 1991-2002г.г. в экономику Индии вкладывалось до 40% прямых зарубежных инвестиций из Маврикия. Причина этого связана с наличием межгосударственного соглашения об избежание двойного налогообложения между 2 странами, подписанного в 1984 году. Однако в 2000г. налоговые чиновники Индии пытались ужесточить контроль над такими потоками и объем инвестиций резко сократился. В целом только развивающиеся страны ежегодно теряют 200 млрд.долл.(2012 год) из-за оттока капитала в офшорные зоны, что приблизительно составляет 70-90% от данных цифр в качестве недополученных налоговых поступлений в национальные бюджеты, или данные суммы сопоставимы с ежегодной официальной помощью развивающимся государствам со стороны финансовых институтов мирового сообщества на многостороннем и двустороннем уровнях.
Многие страны и территории не раскрывают данные о доле офшорного сектора в национальной экономике, но даже те статистические данные, которые имеются, позволяют говорить о его существенной доле. Так, доля офшорного сектора в экономике Гибралтара равна 30%, а Британские Виргинские острова-45% (на 2012 год). Доходы в бюджет от регистрации офшорных компаний составляют 25% ВВП Бермудских островов, 35% ВВП Лихтенштейна (2012 год). Показатели среднедушевых доходов также очень высоки в странах с развитыми офшорными секторами: Каймановы острова-40 тыс.долл., Бермудские острова-25 тыс.долл., Барбадос-13 тыс.долл (2012 год). Экономические преимущества, получаемые страной за счет привлечения инвестиций, погашают уменьшение налоговой базы и налоговых поступлений за счет снижения налоговых ставок. Согласно теории, сокращение ставки налога на 10 п.п. (например с 30 до 27%), как правило, сопровождается ростом вкладываемых зарубежных инвестиций на 6%. Основные движущие мотивы использования преимуществ льготной налоговой практики корпоративными структурами и физическими лицами связаны с возможностью снизить уровень налогообложения, не показывать реальные источники получения доходов благодаря высокому уровню конфиденциальности и законодательству о банковской тайне, защитить свои интересы от нестабильности, нередко легализовывать полученные доходы.
По оценкам журнала Economist, главный британский холдинг с 100 дочерними компаниями News corp.Investment, получив прибыль в 2011 году в 1,4 млрд. фунтов не уплатил корпоративный налог благодаря активному использованию стран с льготной налоговой практикой, в частности 60 филиалов компании зарегистрированы в таких налоговых гаванях как: Каймановы острова, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Нидерландские Антильские острова, имеющие законодательство о банковской тайне.
Динамика объема частных нерезидентных депозитов в странах с высокой степенью конфиденциальности в 2002-2012 г.г. показывает, что США являются крупнейшим держателем офшорных депозитов с объемом более 3 трлн. долл., далее следует Великобритания, потом Каймановы острова и Швейцария, Германия, Люксембург.
С конца 1990-х наблюдается активная организация деятельности международных организаций с целью ужесточения налоговой практики, связанной с офшорной деятельностью. Это связано не только с гигантским сокращением налоговых поступлений в бюджеты развивающихся стран, но нарушением стабильности мировой экономики. Организациями активно противодействующими в концу 1990-х таким процессам являлись:
1. С точки зрения налогой конкуренции - ОЭСР (OECD)- организация экономического сотрудничества и развития. 34 страны, которые входят в ОЭСР, участвуют в 70 % торговых операций, осуществляемых на мировом рынке, и обеспечивают 80 % мирового ВВП.
2. Форум финансовой стабильности (FSF), организации, объединяющей представителей национальных министерств финансов по вопросу ограничительной налоговой практики
3. ФАТФ (FATF), противодействующей отмыванию "грязных"денег и выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, а также оценки соответствия 228 национальных систем ПОД/ФТ (против.отмыв.дох./финанс.терр.) этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии один раз в 5 лет.
4. Европеский союз (EU), оказывающий давление на страны с льготными налоговыми режимами по вопросу обмена финансовой информацией.
По данным МВФ, уровень соответствия требованиям ФАТФ в разных странах варьируется от 60 до 98% при среднедушевом ВВП от 5000 до 40000 долл.; Базельским принципам в банковской сфере от 21% при среднедушевом ВВП 2500 долл. до 100% при среднедушевом ВВП в 35000 долл.; принципам ИОСКО в сфере ценных бумаг от 31% при среднедушевом ВВП 200 долл. до 91% при среднедушевом ВВП 45000 долл.; принципам ИАИС в страховании от 28% при среднедушевом ВВП 2500 долл. до 100% при среднедушевом ВВП 45000 долл.
Для России:
В России массовый переход собственников крупных активов на использование офшоров в качестве юридической защиты их неприкосновенности пришелся на начало 2000-х. Как правило владельцами крупных активов в России теперь стали кипрские холдинги, состоящие из нескольких юридических лиц, где в одном из ключевых юридических лиц конечным бенефициаров является бывший российский собственник.
Причиной такого бегства их российской юрисдикции может быть с одной стороны недостаточно корректно оформленное налоговое законодательство, с другой стороны это защита от организованного и силового рейда. с третьей стороны это способ передать наследство , уход от обязательного раздела имущества при разводе или способ защиты имущества от кредиторов в рамках субсидиарной ответственности.
Российские черные списки офшорных зон формируются такими организациями как:
- Центральный Банк РФ, который разделяет все черные офшоры на 3 группы:
- Классические юрисдикции: Панама, Сейшельские острова, Пуэрто-Рико, Багамы, Коста-Рика, Антигуа и Барбуда, Каймановы острова, БВО, Бермуды, штат Вайоминг и Делавер в США, Белиз, Нидерландские Антилы, Гренада, Теркс и Кайкос, Бахрейн, Барбадос, Мальдивы, Новая Зеландия, Шри-Ланка, Тонга, Сент-Винсент, ОАЭ (Дубай), Джибути, Монтсеррат, Гибралтар, острова Кука, Португалия (о. Мадейра), Бруней-Даруссалам, Ангилья, Монако, Доминика, КНР (Макао), Маврикий, Ливан, Ниуэе, Малайзия (о. Лабуан), Самоа, Сент-Люсия, Сент-Китс и Невис, Палау.
- Низконалоговые оншоры: Сингапур, Гонконг, Черногория, Ирландия, о.Мэн, Швейцария, Нормандские острова, Мальта.
- Самые неблагоприятные зоны: Андорра, Маршалловы острова, Аруба, Науру, Анжуанские острова, Вануату, Лихтенштейн, Либерия.
На 2016 год самыми развитыми офшорными зонами по общей динамике привлеченных корпоративных клиентов и легальными с точки зрения согласованности налогового законодательства с законодательствами по офшорным зонам крупнейших стран мира были Дубай и Сингапур. Что касается Сингапура , то его высокую эффективность подтвердила структурирование на государственном уровне такой крупнейшей сделки, как приватизация «Роснефти». Несмотря на то, что покупатели были из респектабельной Швейцарии и Катара, а сделку финансировал российский, государственный ВТБ, владельцем 19,5% «Роснефти» стала, наспех зарегистрированная в Сингапуре компания «QHG Shares».
Все дело в высоком статусе офшорной зоны Сингапура, которая при этом же использует:
- территориальный принцип налогообложения (абсолютно легитимная возможность платить 0% налога на прибыль)
- комфортное Соглашение об избежание двойного налогообложения с Россией (с очень выгодными 5% налогами у источника выплаты по дивидендам);
- наличие Сингапура в «белых списках» российского Минфина (позволяет получать дивиденды в РФ с 0% налога);
- наличие Сингапура в «белом списке» ФНС (в контексте закона о КИК);
- наличие Сингапура в "белом списке" Росфинмониторинга в рамках закона "об амнистии капитала".
- быстроту регистрации компании (развитый электронный реестр);
- возможность снижения ставок налога у источника выплаты по процентам до нуля (в рамках Соглашения об избежание двойного налогообложения с Россией);
- адекватный номинальный сервис (местные директора дают доверенности и не претендуют на управление счетом);
- супернадежный банковский сектор (и гораздо более лояльный к россиянам, чем в Гонконге, например).
Все это позволяет Сингапуру заметно потеснить тот же Кипр в различных налоговых решениях: в торговых схемах, в схемах владения и, даже, в схемах с займами. При этом, счета сингапурским компаниям с радостью откроет любой Банк.
Регистрация иностранной компании в Сингапуре или в ОАЭ составляет примерно 3-4 тыс.долл.США. Клиент, зарегистрировавший иностранную компанию в Сингапуре управляет банковскими счетами такой компании, если номинальный директор выдал генеральную доверенность на распоряжение счетами, в противном случае он управляет счетами совместно с таким номинальным директором. Приобретение клиентом компании в Сингапуре подразумевает получение на руки таких документов как: Устав и Учредительный Договор, Сертификат о регистрации компании, Протокол о назначении директора, Первый протокол директора, Сертификат акций, Трастовая декларация,Доверенность, Печать.
Что касается создания иностранных компаний в ОАЭ и Дубая в частности, зарегистрированные в ОАЭ, получают широчайшие возможности для международного налогового планирования. Ведь, ОАЭ не входит ни в какие «черные списки» и пользуется уважением в мире. Кроме того, ОАЭ определяют налоговую политику - самостоятельно и не сотрудничают в рамках «раскрытия информации» практически ни с кем из заинтересованных государств. К ОАЭ стали всерьез рассматриваться как альтернативе Швейцарии, с точки зрения сохранности капитала и обеспечения его конфиденциальности, после скандала вокруг швейцарского банка UBS в 2009-м году. И если в 2017 году Швейцария поставляет в российские налоговые органы информацию о счетах и компаниях россиян в автоматическом режиме, то ОАЭ - не сотрудничают вовсе. Да и резидентный статус в Эмиратах открывает огромные возможности в этой связи. Помимо всего прочего ОАЭ интересны своими налоговыми льготами.
Российское регулирование оффшорного вопроса:
- Федеральная Налоговая Служба РФ, С 01 апреля 2016 года список, утвержденный ФНС приказом ММВ-7-17/117 от 04.03.2016, включает в себя 111 государств и 22 территории, которые обеспечивают льготные условия обложения налогами и не предоставляют сведения при проведении операций с финансами. В сравнении с прежней редакцией из этого списка исключены Австрия, Швейцария, Великобритания, Израиль, Мальта, Абхазия и Южная Осетия.
- Министерство Финансов РФ. Список Минфина определяет налогообложение российской компании в момент получения дивидендов, где налогом не облагается только та прибыль, которая была получена компанией, которая эти дивиденды выплачивает (при этом владеющая не менее чем 50% уставного капитала в течение года). Если компания, выплачивающая дивиденды, позиционирует себя как иностранная, то нулевая ставка обложения налогами применяется только в том случае, если она расположена в рамках государства, которое не вошло в черный список оффшорных стран, составленный Минфином. В противном случае устанавливается налог в размере 9%. В данный список вошли 42 страны: Палау, КНР ( Макао-Аомынь) и Гонконг (Сянган)), Маврикий, Вануату, Бруней-Даруссалам, Сент-Люсия, острова Кука, Панама, Мальта, Мальдивы, Гибралтар, Антигуа и Барбуда, Аруба, Нидерландские Антилы, Нормандские острова, Самоа, Иеркс и Кайкос, Каймановы острова, ОАЭ, Монтсеррат, Монако, Бахрейн, Багамы, о. Анжуан, Ангилья, Науру, Сан-Марино, Доминика, Гренада, БВО, Сент-Китс и Невис, Кипр, Либерия, Белиз, о. Мэн, о. Лабуан, Маршалловы острова, Сент-Винсент и Гренадины, Бермуды, Лихтенштейн, Андорра.
- ФАТФ, список ФАТФ разделяет офшоры по степени угрозы мировой стабильности в сфере финансов:
- Государства, которые полностью удовлетворяют требованиям ФАТФ: Канада, США, Япония
а) Страны с недостатками в законодательстве: Турция, Греция, Йемен, Непал, Украина, Шри-Ланка, Катар, Сирия, Судан, Боливия, Антигуа и Барбуда, Тринидад и Тобаго, Марокко, Кения, Азербайджан, Нигерия, Таиланд, Мьянма, Парагвай, Индонезия.
б) Государства, в которых найдены системные проблемы: КНДР, Сан-Томе и Принсипи, Эфиопия, Ангола, Эквадор, Пакистан, Туркменистан.
в) Страны под особым режимом: Иран.
- ОЭСР, Список, составленный Организацией экономического сотрудничества и развития, содержит перечень государств, кот. не приняли требования о раскрытии сведений конфиденциального порядка относительно любых налоговых вопросов. Это страны, частично принявшие данное требование: Франция, Финляндия, США, Дания, Греция, Мексика, Италия, Польша, и др. Другие страны приняли требования ОЭСР, но внедрили их в недостаточной степени: Бахрейн, Монако, Андорра, Багамы и некоторые другие. В конце стоят страны, не принявшие требования: Уругвай, Лабуан, Коста-Рика, Филиппины.
ФНС РФ рассчитывает с 2018 года получать налоговую информацию по российским гражданам и их компаниям от зарубежных банков в автоматическом режиме. Обмен информацией случится не со всеми странами, а только с теми, кто выбрал Россию для такого обмена. Пока таковых - всего 3 страны (Бенилюкс, Кипр, Швейцария). Госдумой РФ принят в 1-ом чтении законопроект о подготовке межстрановой отчетности и автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Документ поставлен в приоритетное рассмотрение на осеннюю сессию и поправки ко второму чтению должны быть предоставлены до 19 октября 2017года.
Черный список ФНС - публикуемый перечень стран и территорий, власти которых не предоставляют информацию о владельцах офшорных компаний по запросу налогового ведомства. Этот перечень получил неофициальное название черного списка ФНС. Перечень стран и территорий, включенных в черный список на 2018 год, размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Присутствие офшора в черном списке является критерием, важным для владельца компании, которая зарегистрирована в данном офшоре: ему придется применять правила, которые предусмотрены Налоговым кодексом для контролируемых иностранных компаний (КИК). Владельцы зарубежных КИК согласно законодательству, должны включать результаты от деятельности этих компаний (в том числе за рубежом) в финансовую отчетность, подаваемую в России, а значит, платить с этих доходов налоги в российский бюджет. Таким образом, исключение офшора из черного списка благоприятно для зарегистрированных в нем компаний-их деятельность не будет рассматриваться как контролируемая, а это означает, что результаты этой деятельности в общем случае не облагаются в России налогами.
За 2017 год ФНС убрала Британские Виргинские острова и Южную Корею из черного списка офшоров. Исключение BVI (Британские Виргинские острова) из черного списка ФНС означает, что с 2018 года местные власти готовы предоставлять информацию о реальных владельцах, зарегистрированных в этой юрисдикции компаний по запросам ФНС России на регулярной основе. Соответствующий приказ уже подписан и сейчас находится на регистрации в Минюсте, сообщили РБК в ФНС. Предполагается, что он вступит в силу с 1 января 2018 года. Поводом для исключения BVI из черного списка стало полное «обеление» этого офшора в текущем году. Для повышения прозрачности бизнеса власти BVI предприняли целый ряд мер. Ключевая из них - в июле 2017 года в BVI начал действовать централизованный реестр собственников бизнеса Система безопасного поиска бенефициарного владения (Beneficial Ownership Secure Search System, BOSS). В реестр заносятся данные всех зарегистрированных на островах бизнес-структур, включая имя, дату рождения и гражданство владельца. Сама система не является публичной, но власти BVI располагают автоматическим доступом к ней. Из нее же они будут предоставлять и информацию по запросам российских налоговиков.
BVI стали первой офшорной юрисдикцией, создавшей государственную базу данных о бенефициарах. Создание подобных баз данных о бенефициарах предусмотрено 4-й директивой ЕС против отмывания денег (4th Anti-Money Laundering Directive, AMLD4), принятой еще в 2015 году. В базах данных должна содержаться информация о реальном владельце - бенефициаре компании, даже если тот контролирует ее через цепочку офшорных фирм. В этом отличие баз данных бенефициаров от таких реестров, как, например, СПАРК или ЕГРЮЛ, где раскрываются номинальные владельцы.
Согласно российскому законодательству бенефициарным владельцем считается физическое лицо, которое владеет или контролирует более 25% капитала компании (такое определение приведено в законе о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).
Обмен информацией
После вступления в силу приказа ФНС об исключении BVI из черного списка офшоров обмен информацией о реальных владельцах компаний, зарегистрированных на островах, между налоговыми ведомствами России и BVI будет регулярно происходить на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.
У налоговых органов существует возможность запросить информацию о любом офшоре через Интерпол. Но Интерпол может и отказать в запросе, а если даже и не откажет, то ответа придется ждать примерно год. Также в Интерпол налоговая служба обращается не напрямую, а через МВД, что не упрощает процедуру.
BVI всегда были очень популярным офшором. Бизнес привлекали простота регистрационных процедур и понятное законодательство, основанное на английском праве, BVI являются одним из лидеров по прямым инвестициям в РФ среди офшорных юрисдикций: в частности, объем инвестиций в 2016 году составил 1 млрд. долл, на BVI зарегистрировано порядка 700 тыс. компаний, то есть около 40% всех мировых офшорных компаний.
Последствия:
Риск раскрытия структуры собственности для бенефициаров, зарегистрированных на BVI, теперь существенно возрастет, следовательно, возрастает и риск предъявления им налоговых претензий, если компании на BVI использовались для неправомерной оптимизации налогообложения. Суды, рассматривая такие дела, применяют модельную конвенцию по налогам на доход и капитал Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОСЭР), она вводит концепцию бенефициарного собственника. Эта концепция основана на принципе, согласно которому операции подлежат налоговому учету исходя из их реального экономического содержания, а не юридической формы.
По мнению юристов, ряд компаний, не желающих раскрытия, может поменять юрисдикцию. Так, компании, которые стремятся максимально снизить риск раскрытия структуры собственника, сегодня выбирают, например, Багамы или американские особые территории, Пуэрто-Рико и американские Виргинские острова, эти территории не подписали Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, а, следовательно, прямой обмен информацией с ними невозможен. Также, они не относятся к заморским территориям Великобритании и не входят в Британское Содружество наций - объединение независимых государств, куда входят Великобритания и многие ее бывшие доминионы, колонии и протектораты, участники которого практически всегда представляют информацию по запросу английских судов.
Многие богатые россияне владеют активами в странах и на территориях, входящих в Британское Содружество. Владение активами, как правило, оформляется через трасты и фонды, а управление осуществляется через доверителей (трасти). Бенефициары трастов и фондов, зарегистрированных в странах либо на территориях Содружества, могут быть раскрыты по требованию английского суда. Собственно, эти риски и реализовались в отношении новозеландских трастов (Новая Зеландия входит в Британское Содружество) Сергея Пугачева, бенефициара Межпромбанка (крупнейшего российского банка-банкрота). По приказу английского суда доверитель траста раскрыл информацию о его активах. Таким образом была установлена связь между банкиром и активами, записанными на траст. Это и дало возможность Агентству по страхованию вкладов обратиться в Высокий суд Лондона с требованием признать Пугачева бенефициаром новозеландских трастов.
Черный список офшоров Европейского Союза:
Создание «черного списка» государств предусмотрено 4-й директивой ЕС против отмывания денег (4th Anti-Money Laundering Directive, AMLD4), принятой еще в 2015 году. Согласно этой директиве, в него входят страны, усилия которых в сфере противодействия отмыванию денег и терроризма ЕС считает недостаточными. Европейский совет опубликовал в дек.2017 года список из 17 стран,- юрисдикциям, не сотрудничающим с ЕС по налоговым вопросам: ОАЭ, Американское Самоа, Бахрейн, Барбадос, Гренада, Гуам, Макао, Маршалловы острова, Монголия, Намибия, Палау, Сент-Лючия, Самоа, Тринидад и Тобаго, Тунис, Южная Корея, Панама.
Еще 47 стран включены в серый список - его фигуранты не соответствуют стандартам Евросоюза по финансовой прозрачности и борьбе со сверх льготными налоговыми режимами, но собираются изменить свою налоговую политику.
Среди стран и территорий, предоставляющих необоснованные, по мнению ЕС, налоговые преференции своим резидентам, наличие необоснованных преференций в налоговом законодательстве и неготовность к обмену информацией по финансовым и налоговым вопросам.
Что касается межстранового обмена информацией по налоговым и финансовым вопросам, то он осуществляется на основании Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. Взаимодействие на основе конвенции предполагает прямой и оперативный обмен информацией на регулярной основе между налоговыми органами государств. Информация предоставляется по запросу налогового органа страны-участницы конвенции и может касаться любых сведений из-за рубежа в отношении налоговых резидентов этой страны. Из стран и юрисдикций, вошедших в черный список ЕС, эту конвенцию не подписали Самоа, Бахрейн, Гренада, Гуам, Макао, Монголия, Намибия, Тринидад и Тобаго.
Из стран, вошедших в черный список, у россиян особенно популярны Панама и ОАЭ. Панама привлекает россиян невысоким ценами на офшорные услуги, включая создание трастов и частных фондов. Важное значение имеет, что Панама никогда не стремилась следовать рекомендациям ОЭСР касательно прозрачности бизнеса. Доходы от использования Панамского канала и особые отношения с США позволяют Панамским властям проводить достаточно независимую экономическую политику.
В ОАЭ же действуют специально созданные для иностранцев свободные экономические зоны (СЭЗ). Компании, зарегистрированные в СЭЗ, а также их сотрудники, полностью освобождены от налогообложения. Реестр компаний является закрытым, информация о директорах и акционерах в открытом доступе отсутствует. Компания может вести бизнес в соответствии с видами деятельности, указанными в лицензии, а также любую деятельность за пределами ОАЭ. Акционеры, директора и сотрудники компании могут получить в ОАЭ вид на жительство.
Появление черного списка повлияет на те российские компании, которые используют офшорные компании в указанных в списке юрисдикциях в целях оптимизации налогов, например когда деньги в офшоры из России выводятся в виде выплат дивидендов, роялти, процентов по займам. Но происходит это не напрямую из России в офшоры - так как это пристально отслеживают российские налоговые органы, а через транзитные компании, зарегистрированные российскими бенефициарами в странах ЕС с благоприятным налоговым климатом. Например, если платить дивиденды в офшор через болгарскую компанию, налог у источника составляет всего около 5%, а в Венгрии вообще отсутствует, если речь идет о выплате дохода юридическому лицу.
«Черный список» ЕС закроет эту лазейку. Санкции за льготное перечисление средств из стран, присоединившихся к 4-ой директиве ЕС в «черные» юрисдикции могут быть общими для всех, а могут индивидуальными. Европейские государства с благоприятным налоговым режимом будут вынуждены отказаться от низких ставок налогов при сделках с компаниями из черного списка. Меры, которые могут быть приняты на национальном уровне, могут включать удержание налога у источника при любых перечислениях в пользу компаний из стран «черного списка. В некоторых странах уже перечисления денег в адрес компаний, зарегистрированных в одной из юрисдикций, в дек.2017 года вошедших в «черный список ЕС» уже облагаются специальным сбором. Например, в Латвии, такие дивиденды, проценты, роялти облагаются по ставке 15%, тогда как для компаний из «белых» юрисдикций ставка нулевая.
Попавшие в "черный список" страны могут лишиться доступа к финансированию от стран Евросоюза. Это может быть, в частности, ограничение доступа для перечисленных стран к европейским фондам помощи развивающимся странам. Не исключен также усиленный мониторинг транзакций, увеличения рисков аудита для налогоплательщиков, которые используют структуры, связанные с этими юрисдикциями, или имеют там контрагентов. Ограничения могут касаться возможности открыть счет в банках государств ЕС или переводов средств в такие юрисдикции.
 
Страна:
Тип:
Цена от (€):
до (€):