Россия
 Республика Кипр
 Северный Кипр
 Германия
 Испания
 Финляндия
 Болгария
 Черногория
 Португалия
 Италия
 Греция
 Турция
 Великобритания
 Венгрия
 ОАЭ
Недвижимость на Северном Кипре и информация о стране

- История Кипра и возникновение общины турок-киприот на острове Кипр
- История Северного Кипра и разделение общин на острове в результате конфликта 1974 года
- География и климат Северного Кипра
- Города и достопримечательности Северного Кипра
- Государственное устройство и политическая жизнь Северного Кипра
- Экономика и политика Северного Кипра
- Юридические аспекты приобретения недвижимости Северного Кипра иностранцами
- Перспективы признания Северного Кипра
- Работа на Северном Кипре
- Заболевания, которые лечатся на Северном Кипре
- Транспортное сообщение с Северным Кипром
- Вьезд, проживание и получение ВНЖ на Северном Кипре

Северный Кипр

Северный Кипр - это активно политически и динамично экономически развивающаяся страна, где за последние годы очень изменилась общеправоприменительная практика вопросах регулирования оборота титулов, земельному вопросу на Кипре придан управляемый характер на межгосударственном уровне. Заключается это в том, что Европейским Судом по Правам Человека создана специальная комиссия на территории Северного Кипра, через которую происходит процедура регулирования всех земельных вопросов и споров о собственности и выплат соответствующих компенсаций. Строительство жилых комплексов ведется на землях, на которые у застройщиков есть турецкий или обменный титул на землю, такова практика, которой сторго придерживаются местные кипрские компании, принадлежащие туркам-киприотам.


География и климат Северного Кипра
Площадь острова составляет 9 251 км2. Это самый восточный остров, удаленный от Сирии на 105 км, от Турции на 75 км и от Египта на 380 км. Возраст Кипра - около 200 млн. лет. Разнообразные ландшафты: скалистые берега, равнины, Киринейские горы протяженностью 120 км, служащие естественным кондиционером, долина Месарья, считающаяся житницей Кипра, - все это поражает своей красотой и величием.
Турецкая Республика Северный Кипр занимает третью часть острова и более половины морских границ находится на ее территории.
Климат Кипра - мягкий субтропический. Он считается самым умеренным и здоровым в мире. Климат Северного Кипра уникален и позволяет наслаждаться отдыхом круглый год. Мягкая влажная зима со средней температурой воздуха +10˚С, и сухое жаркое лето с температурой +28 - +30˚С. Осень начинается в конце октября, а весна - в феврале. Уже в апреле температура воды в море достигает +20˚С. В этом Средиземноморском, похожем на рай, уголке 340 солнечных дней в году (для сравнения - в Северной столице 68 солнечных дней в году).
Горы, поросшие соснами и кедрами, зеленые равнины, усыпанные желтыми цветами, песчаные пляжи, живописные панорамы - все это делает Северный Кипр привлекательным местом для туризма и отдыха.

пляжи на Кипре

Города и достопримечательности Северного Кипра
Город Кирения считается одним из самых живописных мест Северного Кипра. Город был основан финикийцами в 10 веке до н.э. Здесь находятся старинные фортификационные сооружения. Среди них, хорошо сохранившаяся до нашего времени, крепость Кирения, возведенная еще в 5-6 веках н.э. Город пережил римское правление, правление Венецианской Республики, Короля Англии Ричарда 1 (Львиное Сердце), рыцарей Тамплиеров, казненных именно в крепости Кирения, королеву Шарлотту.
Город Фамагуста - это культурный, исторический, медицинский, научный и финансовый центр Северного Кипра. В "старом городе" Фамагусты можно угромные крепостные стены, готические соборы, узкие улочки города, жилые дома, которым более 600 лет, резные арки. Город Фамагуста основан на месте древнего поселения "Арсиной", которое было образовано в 3-м веке до н.э. (династия Птолемеев). Первоначальное название "Аммохоста", которое во времена правления де Лузиньянов было переименовано на французский манер Фамагуста. В это время Фамагуста была важным пунктом снабжения крестоносцев в Палестине. Отсюда отправлялись флотилии в крестовые походы, были построены крепости, замки, дома купцов, грандиозные соборы и церкви. Жители в основном занимались торговлей и рыболовством. В 1191 году город был завоеван королем Ричардом 1 (Львиное Сердце). Затем город Фамагуста был захвачен арабами в 1291 году. Город в это время стал "свободной экономической зоной". Купцы получили право торговать беспошлино. В 13-14 веках начался "золотой век" Фамагусты, когда приезжающих торговцев поражало богатство домов и этническое многообразие.
Город Никосия (Лефкоша) - столица Северного Кипра и Республики Кипр. Первые поселения людей в Никосии относятся к началу бронзового века. В 7 веке до н.э. здесь был основан город Ледра. Он попал под зависимость царей Салямиса, а потом был разрушен во время войны за остров Александром Македонским. Восстановил город царь Лефкос, и назвал его Лефкотеон. Затем во время римского правления город переименовали в Лефкосию (город тополей). Во время византийского правления Никосия стала резиденцией губернатора Кипра. Название Никосия пошло от крестоносцев. В годы правления де Лузиньянов здесь поселилось много выходцев из Франции, Италии и других государств Западной Европы. Поэтому тут сохранились католические и греческие церкви. После турецко-венецианской войны, в которой одержали победу турки, выходцы из Западной Европы покинули Кипр. Основное население тех времен составляли греческие и турецкие киприоты.
Город Гюзельюрт расположен среди сосновых и лиственных лесов. Этот город называют апельсиновой столицей Кипра. Апельсиновые сады - визитная карточка Гюзельюрта. Множество исторических памятников создает неповторимый колорит города: Церковь св. Мамаса (покровитель всех уклоняющихся от уплаты налогов), античный город Соли, древняя крепость Воуни, Кипрский гербариум.
Полуостров Карпаз
- замечательное место отдыха на лоне девственной природы. Из Фамагусты по удобной дороге вы сможете попасть в "столицу" Карпаза - г. Дипкарпаз. Рыболовство, выращивание табака, винограда, пчеловодство, разведение овец - основные занятия местных жителей. Здесь находится Церковь Panaya Kanakarya, Базилика св. Троицы, монастырь апостола Андрея и многое другое.
На территории Северного Кипра находится много высших учебных заведений. Названия некоторых из них известны не только в регионе, но и во всем мире. Университет Восточного Средиземноморья, Международный Университет Кипра, Европейский Университет г. Лефке, Ближневосточный Университет, Американский Университет Гирне, Ближневосточный технический университет. Качественное образование, которое котируется во всем мире, доступно для любого желающего, при достаточно небольших ценах на обучение. Все университеты имеют общежития, спорт. комплексы, свои пляжи. 

Государственное устройство и политическая жизнь Северного Кипра
Конституция ТРСК была подготовлена 15 ноября 1983 года учредительным парламентом после провозглашения независимости ТРСК и принята 5 мая 1985 года, согласно которой ТРСК - независимое гражданское демократическое государство.
Президент ТРСК является главой государства. Президент, как гарант Конституции, отвечает за соблюдение основного закона и принципа непрерывности государственной службы. Президент ТРСК назначает одного из депутатов Республиканского собрания Премьер-министром. Назначает и освобождает от обязанностей министров по предложению Премьер-министра. Президент имеет право без голоса председательствовать в Кабинете министров.
В случаях военного положения и мобилизации Президент во главе Кабинета министров имеет право издавать декреты, имеющие силу закона.
Президент избирается сроком на 5 лет среди турок-киприотов, проживающих не менее 5 лет на о. Кипр, имеющих высшее образование и возраст старше 30 лет. В отсутствие Президента обязанности временно исполняет Глава Республиканского собрания.
Первым Президентом Турецкой Республики Северный Кипр 15 ноября 1983 года был избран Рауф Денкташ. В дальнейшем он избирался на этот пост в июле 1985 года, в апреле 1990 года, в апреле 1995 года и в апреле 2000 года.
Кабинет министров Турецкой Республики Северного Кипра:
Кабинет министров назначается Президентом по предложению Премьер-министра. Число министров не должно превышать 10. Кабинет министров возглавляет Премьер-министр. В обязанности Премьер-министра входит координация работы министров, установление общей политики министерств и надзор за выполнением законов.
Министерства на Северном Кипре:
-Министерство иностранных дел
-Министерство сельского хозяйства
-Министерство общественного строительства и связи
-Министерство финансов
-Министерство здравоохранения
-Министерство внутренних дел
-Министерство экономики и туризма
-Министерство национального образования и культуры
-Министерство окружающей среды и природных богатств
Законодательная власть Северного Кипра:
Республиканское собрание является символом независимости и свободы турко-кипрского народа. Республиканское собрание состоит из 50 депутатов, избираемых посредством пропорциональных выборов в 5 избирательных округах сроком на 5 лет. Республиканское собрание выполняет законодательные функции, утверждает государственный бюджет сроком на один год, выполняет ревизию Кабинета министров, объявляет общую или частичную амнистию, утверждает международные соглашения.

Судебная власть на Северном Кипре:
Судебная власть в ТРСК является независимой. Высшей судебной инстанцией является Верховный Суд. Верховный Суд, как высший апелляционный суд, постановляет окончательные вердикты по конституционным вопросам, гражданским и административным делам.
Верховный Суд состоит из одного председателя и 7 членов. Назначается Президентом ТРСК. Судьи Верховного Суда являются лицами неприкосновенными.
Суды первой инстанции:
независимые, областные и гражданские суды.
Высшее управление юстиции:
В состав Высшего управления юстиции входят председатель и судьи Верховного Суда, представитель Президента, представитель Республиканского Собрания, Главный прокурор, представитель Лиги адвокатов.
Генеральный прокурор (Генеральный атторней)
Генеральный прокурор является главным советником Президента, Кабинета министров и других государственных учреждений по административно-правовым вопросам.
Генеральный прокурор представляет государство во всех судебных делах против государства.
Является главой дисциплинарного комитета адвокатов Лиги адвокатов.
Административно-территориальные власти Северного Кипра:
Северный Кипр разделен на 5 административных округов: Никосия, Фамагуста, Кирения, Гюзельюрт, Искеле. Столицей и административным центром является г. Никосия.
Округи управляются главами округов (Tur. Kaymakam), которые назначаются Министерством внутренних дел. Глава округа выполняет координацию действий министерств в округе.
Независимые местные управления на Северном Кипре:
Местное управление на Северном Кипре осуществляется городскими муниципалитетами и сельскими советами.
Городским муниципалитетом управляет мэр, который избирается сроком на 4 года. Мэр города также является председателем городского совета, который избирается вместе с мэром на выборах в местные самоуправления сроком на 4 года.
На Северном Кипре существуют 187 селений. Из них 30 находится в округе г. Никосия, 42 в округе г. Фамагуста, 42 в округе г. Кирения, 30 в округе г. Гюзельюрт и 43 в округе г. Искеле. Главы и советы старшинства, которые избираются местным населением на всеобщих выборах сроком на 4 года, управляют селениями. Выполняют координацию действий главы округа в селении, регистрируют акты гражданского состояния.
Современные политические реалии на Северном Кипре
У Северного Кипра изначально было 3 направления в урегулировании Кипрской проблемы:
1. Объединение с Южным Кипром на правах Федерации в составе ЕС (план Талата, план Кофи Аннана, план ЕС по урегулированию кипрского вопроса)
2. Провозглашение суверенного государства, с перспективой вхождения в ЕС как отдельного независимого государства на равных правах с Республикой Кипр (план Дервиша Эроглу)
3. Признание ТРСК на правах автономии Турецкой Республики
Здесь нужно отметить, чтоТурция контролировала, и будет контролировать в большей или меньшей степени все процессы в Турецком Кипре до момента официального признания мировым сообществом Северного Кипра, как отдельного государства. В апреле 2004 года на Кипре был
исторический референдум, когда и Северный Кипр и Южный Кипр могли бы потенциально войти в ЕС на равных правах. Подавляющая часть населения на Севере проголосовали «За», в то время как около 75% на Юге - «Против».
В итоге, нежелание греческих киприотов примириться и подать руку братства своим соседям на Севере Кипра негативно повлияло на настроения коренных жителей турецко-киприотской общины. Вероятно, после этого для самих жителей Турецкого Кипра идея независимости их государства стала более приемлема, так как модель объединенного Кипра изначально была непростой и больше напоминала бы Южный Кипр, чем Северный.
Последние переговоры двух общин Кипра 2010-2011г.г.:
Разумеется, что 2 исторические общины острова стремятся окончательно преодолеть сложившуюся непростую ситуацию. К диалогу стремятся представители 2 общин. Подтверждением этому является встреча в Нью-Йорке 18 ноября 2010 лидеров греко-кипрской (Президент Димитрис Христофиас) и турко-кипрской (президент Дервиш Эроглу) общин острова Кипр. И хотя формально ни один из президентов каждого из государств Кипра не заявил о том, что не готов идти навстречу другой стороне, в мировом политическом сообществе есть понимание того, что со времен конфликта 1974 года, связанного с аннексией северной части о.Кипр, многое изменилось:
1) изменилась политическая ситуация в мире
2) сменилось несколько поколений на о.Кипр, которые пытаются проанализировать сложившуюся реальность с точки зрения реально происходящих процессов на острове. Встреча происходила при посредничестве Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна, который высказал мнение, что: "Обе стороны поняли главное: насколько важно ускорить переговоры по объединению острова!" Г-н Пан Ги Мун добавил: «Я ясно дал понять обоим лидерам, что ООН ожидает от обеих сторон выполнения своих обязательств. Народу Кипра и международному сообществу нужно решение, а не бесконечные переговоры». Заявление Пан Ги Муна, что обе стороны должны "выполнять свои обязательства" по большому счету вывело Республику Кипр (официальный Кипр) равноценным партнером по международным переговорам с ТРСК (Северный Кипр)! Более того, Генеральный Секретарь ООН высказал мнение главного миротворца мира, что он уверен, что обе стороны смогут найти решение, удовлетворяющее интересам двух народов. В процессе переговоров между президентами 2 стран острова Кипр решались и другие вопросы, например, квота на пребывание на острове Кипр граждан Турции (50 тыс. чел.), возможное поочередное президентство представителей греко-кипрской и турко-кипрской общин.
Экономика Северного Кипра
За последние годы быстрый рост ВВП Северного Кипра стал возможен за счет международного туризма, строительства и седбского хозяйства.
Наряду с турецкими банками работают местные банки Северного Кипра, которые управляют отделами международных банков. Основными экономическим партнером Северного Кипра является Турция, традиционно существуют деловые отношения и с Великобританией.
Следует отметить, что на сегодняшний день строительная отрасль развивается на Северном Кипре динамичнее других отраслей, и связано это с потребностью развития многочисленных частных проектов, как в жилищном строительстве, так и строительстве объектов инфраструктуры и гостиничного хозяйства. 

застройщик Северного Кипра

На сегодняшний день самое главное для Северного Кипра - снятие временных экономических санкций, торговых эмбарго с внешним миром, открытие прямых авиарейсов, что приведет к снижению цен на все товары и услуги и определенному увеличению цен на недвижимость.
Юридические аспекты приобретения недвижимости на Северном Кипре иностранцами
История права на Кипре.
Правовая система Кипра в современном виде сложилась в период британского колониального господства на острове (1878-1960 г.г.). К моменту британской оккупации Кипра в 1878 г. на острове действовало османское право, которое включало 5 кодексов, постепенно заменённых английским колониальным законодательством.
Османский Уголовный Кодекс был заменён в 1928 г. кипрским Уголовным кодексом, введенным приказом в Совете; османский Коммерческий кодекс - Законом о партнерствах 1928 г., Вексельным законом 1928 г. и Законом о банкротстве 1930 г. Османский Гражданский кодекс (Маджалла), представлявший собой кодификацию норм шариата, был также постепенно отменён.
В 1930 г. был введен Закон о контрактах (The Contract Law), представлявший собой полную кодификацию английского договорного права. Этот акт был основан на индийском Законе о контрактах 1872 г. и Декрете о контрактах Занзибара 1917 г.
Закон о гражданских правонарушениях 1933 г. представлял собой кодификацию английского деликтного права. Османский Земельный кодекс был заменён Законом о недвижимой собственности 1945 г. Помимо вышеуказанных кодексов в период британского господства были кодифицированы и другие отрасли права (например, уголовно-процессуальное, горное).
После получения независимости Кипром положения английской правовой системы были введены в действие Законом о суде справедливости (Courts of Justice Law) в 1960 г. Согласно терминологии этого Закона, гражданским и уголовным судам предписано соблюдать положения английского общего права, «поскольку они не противоречат законам, действующим в настоящее время, или изменения в них не внесены Конституцией», и тогда, если отношения не урегулированы законами Кипра, суды острова должны обращаться к положениям общего права и права справедливости.
В независимом Кипре в 1960-е складывается собственное прецедентное право. В семейном праве и некоторых вопросах личного статуса доминирующая роль была сохранена за религиозным правом (соответственно церковное право у греческой общины и мусульманское - у турецкой).
В момент создания независимого кипрского государства в 1959 году предполагалось, что судебная система должна будет отражать двухобщинный характер страны. Во главе высших судебных органов - Высшего конституционного суда и Верховного суда (которые были объединены в январе 1964 г.) - должны были стоять нейтральные председатели, которые должны были сохранять баланс между киприотами-греками и киприотами-турками - членами вышеуказанных судов.
Конституция 1960 г. предусматривала, что суд над киприотами-турками вершил только судья - турок, а над киприотами-греками судья - грек. В случае, если в тяжбе участвовали киприоты-греки и киприоты-турки, дело рассматривалось смешанным судом. После межобщинных столкновений 1963 г. смешанные суды прекратили своё существование.

застройщики Северного Кипра

Прежнее международное регулирование Кипрского вопроса.
Кипрский вопрос стоит на повестке дня Совета безопасности ООН практически с 1964 г., рассматривался он также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.
18 ноября 2002г. Генеральным Секретарем ООН Кофи Аннаном был предложен новый способ урегулирования конфликта на Кипре. Проект Кофи Аннана предусматривал создание на острове своего рода конфедеративного государства, состоящего из греческого и турецкого «компонентных государств». Во многом это обусловлено вопросами вхождения Кипра в Европейский Союз, так как именно этот шаг может послужить катализатором взаимоотношений сторон островного государства. 18 ноября 2002 г. Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан представил сторонам Кипра документ под названием «Основополагающее соглашение по кипрской проблеме». Данный документ представлял собой уже второй, более разработанный проект ООН в отношении Кипра и имел целью урегулировать все основные аспекты государственного устройства (первыми проектами по урегулированию были «Серии идей» Б. Бутроса Гали). По своей структуре это был договор между сторонами Кипра и закреплял общие положения по поводу устройства государственного аппарата, согласовательных мер по управлению и т.д., а также отразил статус самопровозглашенной «Турецкой Республики Северного Кипра» (ТРСК) в свете международного права; и в отношении действий турок-киприотов в рамках современных норм реализации права на самоопределение - этого «камня преткновения» между сторонами на Кипре. Что касается легитимности «ТРСК», то ООН однозначно выражалась о недопустимости международно-правового признания этого образования.
Во многих актах ООН подчеркивалось единство народа Кипра, в то же время было указано на существование двух общин с признанием их юридического равноправия, в том числе при воссоздании будущего государства Кипр.
Возможные пути решения конфликта на Кипре рассматриваются с учетом существования 2 властей. По своему направлению они близки к решениям на основе федеративной государственной формы, более того, тяготеют к конфедеративным началам.


Современное правоприменение в вопросе Северного Кипра
Недвижимость на Северном Кипре приобретает большое количество граждан европейских государств (Великобритания, Германия, Швеция, Израиль, Норвегия и др.). Их привлекает не только невысокая стоимость строящейся недвижимости (в основном это коттеджи с отделкой по европейским стандартам), но и экологическое благополучие, невысокий уровень цен на необходимые товары, живописные ландшафты, протяженная береговая линия, многообразие исторических и культурных мест.
Возникает вопрос: чем руководствуются прагматичные европейцы, приобретая недвижимость на Северном Кипре? Необходимо отдать должное их умелому политическому и экономическому прогнозированию: перспективы развития территории Северный Кипр, налицо. Совершать покупки недвижимого имущества иностранцев из Европы стимулирует «недороговизна» недвижимости, а также факт того, что Кипр являлся бывшей английской колонией и сама система права на Кипре существует и поныне по английскому образцу и подобию.
Продаваемая турками-киприотами (в нашем случае - крупными застройщиками Северного Кипра) недвижимое имущество этой части острова является их законной собственностью, т.к. этими субъектами права (застройщиками) выполнены необходимые и достаточные процедуры перехода права собственности.
Правовым полем является взаимное законодательное положение об эквивалентных, обменных землях. Речь идет о титулах, которые в июле 1974 года были даны туркам-киприотам, вынужденным переехать в северную часть Кипра, в обмен на недвижимость, оставленную на юге Кипра. При этом турки-киприоты подписали документы, подтверждающие отказ от собственности на юге и получили в ТРСК (Турецкая Республика Северного Кипра) обменные титулы (Закон о жилище, земле и равноценном имуществе 41/1977).Земли с обменным титулом могут покупаться и продаваться.
На Северном Кипре сейчас можно выделить юридических 4 типа недвижимости:
1. Турецкая недвижимость - собственность, принадлежавшая киприотскому турку до 1974 г., когда произошел конфликт, вылившийся в разделение острова Кипр на греческий и турецкий сектор;
2. Недвижимость, которая находилась во владении иностранных граждан до 1974 г.;
3. Недвижимость, которая принадлежала грекам-киприотам до 1974 г., и была передана туркам-киприотам в обмен на недвижимость, оставленную ими на южной части острова;
4. Недвижимость, которая принадлежала грекам-киприотам до 1974 г., и была предоставлена Правительством турецкой части острова во владение туркам-киприотам или переселенцам из Турции на основании положений акта о компенсации за потери, понесенные во время службы в национальной армии, или в соответствии с положениями закона об экономическом развитии и акта о привлечении рабочей силы в индустрию сельского хозяйства.
Право собственности по первым 2 категориям не оспаривается, рассмотрим пункты 3 и 4:
В 1975 году главы турецкой и греческой стороны острова, Рауф Денкташ и Глафкос Клеридес, подписали в Вене соглашение о перемещении всех гражданских лиц соответственно их национальной принадлежности в греческую или турецкую части острова. Далее были проведены встречи лидеров двух общин острова, в 1977 и 1979 гг., между Рауфом Денкташем и Архиепископом Макариосом, а также Денкташем и Киприану. Итогом этих встреч было общее понимание того, что решить Кипрскую проблему можно только при раздельном проживании 2 общин, на 2 независимых территориях.
ООН предложила план мирного урегулирования, включающий в себя урегулирование одного из важнейших вопросов - права собственности. В нем говорится, что собственность, оставленная турецкими киприотами на юге, полностью компенсируется равноценной собственностью на северной стороне острова. И наоборот. В Приложении VII, ст. 12, к «Плану Аннана» говорится, что перемещенное лицо, владеющее в настоящий момент собственностью, которая была передана в качестве компенсации и в обмен на оставленную собственность, и имеющее ее в своей собственности на протяжении последних 10 лет, имеет полное право распоряжаться такой собственностью как законный владелец. В ст. 13 определяется, что «лицо, приобретшее такую собственность у перемещенного лица, обладает такими же правами, как и лицо, получившее эту недвижимость в качестве компенсации за оставленную недвижимость».
Эти правила непосредственно относятся и к недвижимости типа 3 и 4, с дополнением, что, если на оспариваемой недвижимости построено здание, или проведен капитальный ремонт (восстановление), то право собственности переходит к новому владельцу собственности и производится оценка проведенных капиталовложений. Предыдущий владелец получает компенсацию, исчисляемую на основании цен, существовавших на момент административного раздела острова на две территории (1975 год).
Компенсацию выплачивает специально созданная комиссия по недвижимому имуществу.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)
Большая палата ЕСПЧ признала комиссию по недвижимости, основанную в ТРСК, действующим органом "внутреннего права". Согласно этому решению, греки-киприоты по вопросам оставленной на территории ТРСК собственности должны обращаться в комиссию, а не в ЕСПЧ. Это решение подтверждает то, что правовые нормы ТРСК соответствуют международным нормам, а решения комиссии соответствуют нормам международного права.

недвижимость на Северном Кипре

Комиссия по недвижимости на Северном Кипре
Комиссия была создана в апреле 2006 года. Она действует с целью урегулирования вопросов собственности греков-киприотов на территории ТРСК.
После компенсации убытков греку-киприоту, никаких прав и полномочий на собственность в северной части Кипра у него не остаётся. Подписывается соответствующий документ. До сих пор на территории южной части Кипра нет органа, решающего вопросы недвижимости турок-киприотов. На юге собственность турок-киприотов удерживается под опекунским законом. Это препятствует использованию имущества турками-киприотами. Дела турок-киприотов начали рассматриваться в Европейском суде.
Начиная с 2006 года, 450 греков-киприотов обратились в комиссию, 105 дел было рассмотрено и решено. ТРСК находится под действующим контролем Турции. Поэтому комиссия принимает решения, используя полномочия турецкого суда. Комиссия от имени Турции выплатила компенсации 105 грекам-киприотам (на общую сумму 65 млн. долларов).
Конечно, если необходимые правовые вопросы не решены при покупке недвижимости, возникают спорные ситуации, которые приводят потерпевшую сторону за защитой своих интересов в суд. Так произошло с семьей из Великобритании, которая, построив роскошный коттедж на северной части Кипра, даже не потрудилась, как следует решить вопрос о компенсации с прежним владельцем - греком-киприотом. Суд проходил в разных странах и Великобритания, например, не признала правомочность решения греческих судов касательно своих граждан, владеющих недвижимостью на Северном Кипре. Парламент Германии назвал решения греческих судов иногда направленными против граждан ЕС, неправомочными и не имеющими юридической силы в спорных вопросах по недвижимости.
6 марта 2010 года Европейский Суд по Правам Человека объявил о своем решении больше не рассматривать земельные претензии греков-киприотов в отношении земель на Северном Кипре и передал все эти дела в Комиссию по недвижимому имуществу Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК).
Таким образом, Европейский Суд по Правам Человека в очередной раз признал факт существования такой страны как ТРСК и правомочность действий органов этого государства.
Комиссия по недвижимому имуществу ТРСК была создана по образу и подобию аналогичной комиссии на Южном Кипре в соответствии с постановлениями Европейского Суда по правам Человека. Официально комиссия начала свою деятельность 17 марта 2006 года, фактически в 2008 году. Главная задача Комиссии удовлетворить законные претензии собственников без ущерба для владельцев недвижимости на Северном Кипре и внести свой вклад в достижения всеобъемлющего урегулирования кипрского вопроса.
Почти за 5 лет работы было рассмотрено около 100 подобных вопросов и выплачено компенсаций более чем на 60 миллионов долларов.

дом на Северном Кипре

Перспектива признания Северного Кипра
Внутренние переговоры на острове Кипр в 2008-2015 г.г. зашли в тупик. Турки-киприоты сейчас уже на полном серьезе настаивают на полном равенстве 2 половин или, как они называют их, "конституционных государств". Греков-киприотов такая постановка вопроса не устраивает, потому что контролируют около 70% его территории, при этом на 34% населяя остров Кипр. Это серьезные аргументы, но не надо забывать, что в результате событий 1974 года произошло фактическое разделение общин на острове по территориальному признаку. Кроме того, прошло с тех пор более 40 лет, то есть выросло уже несколько поколений и турок-киприотов и греков-киприотов, которые рассматривают нынешнюю проблему взаимосуществования общин совершенно по-другому. Многие молодые люди как с одной, так и с другой стороны уже не совсем понимают (или чаще всего совсем не понимают) смысл существования 2 разных общин в рамках одного государства. Причин тому много - разные языки, разные культуры, разные религии... Таким образом, главный пункт плана Кофи Аннана, состоящий в создании на Кипре единого государства Объединенную Кипрскую Республику, состоящую из 2 автономных частей - греческой и турецкой, которая бы объединяла весь остров (за исключением британских военных баз)- на сегодняшний день выглядит уже малореальным. Его можно было бы осуществить с самом начале переговорного процесса, но не сейчас. Второй пункт плана К. Аннана также выглядит на сегодняшний день абсурдным-уменьшить турецкую часть острова с 37% до 28,5 - это невозможно ни с какой точки зрения. Единственным актуальным пунктом реальных и серьезных переговоров общин (согласно плану К. Аннана) может стать пункт о возвращении 85 тысяч греков-киприотов в прежние места проживания на северной части острова. Одним словом вопросов, которые надо решать очень много, но соответствующего статуса для полноты голоса у ТРСК нет. Поэтому Северному Кипру приходится обращаться к сторонним силам извне, находя поддержку на стороне. В мире по-разному относятся к Северному Кипру. Ведь у Северного Кипра есть и явные сторонники и «сочувствующие». К странам, которые могут положить начало признания Северного Кипра можно сразу отнести Турцию и Азербайджан, где частично уже есть юридические акты о признании ТРСК. К «сочувствующим» странам можно отнести ОАЭ, Саудовскую Аравию, Кувейт, Палестину, Иран, некоторые страны Африки. Третьей волной «присоединившихся» к признанию стран может стать страны постсоветского пространства с мусульманской религией (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия...). Кроме того, к присоединившимся странам могут также быть отнесены страны, которые испытали похожую с Северным Кипром ситуацию- Косово (признали 65 стран из 192 членов ООН). По признаку общности интересов (в том числе и территориальных) признали Абхазию и Южную Осетию (признали Россия, Науру, Никарагуа и Венесуэла), Тайвань, Нагорный Карабах, Сомалиленд, Приднестровье, Палестинская автономия, Израиль (за исключением 20 мусульманскими стран мира), Южная Корея (не признана КНДР) и Северная Корея (не признана Южной Кореей), Арабская демократическая республика Шахрави (Западная Сахара), Южный Судан. Потенциал развития у Турецкой Республики Северного Кипра есть. На Северном Кипре активно развивается инженерная инфраструктура, туризм, строительство, гостиничное хозяйство, сельское хозяйство и т.д.
В конце 2012 года был объявлен тендер на реконструкцию крупного аэропорта Северного Кипра Эрджан. Международным компаниям было предложено увеличить пропускную способность аэропорта до 4-5 млн. пассажиров в год. Тогдашний премьер-министр Ирсэн Кучук высказал мнение, что это один из самых серьезных проектов в секторе туризма, ведь в разы увеличится трафик на Северный Кипр из государств раннее не имевших прямые рейсы на Северный Кипр. Тем самым будет косвенно оспорен официальный порядок въезда на Кипр через южную "официальную часть". Большое количество дополнительных рейсов увеличит на порядок количество приезжающих на Северный Кипр туристов, бизнесменов, политиков. Предполагается, что большая часть новых рейсов будет из стран Африки, в том числе ЮАР, стран Персидского Залива, юго-восточной Азии и Китая.
Вообще Северный Кипр в последнее время демонстрирует уверенный рост не только экономических проектов, и строительной отрасли в частности. Решительные действия предпринимаются по политической линии. Такая решительность продиктована соображениями развития Северного Кипра в нынешних условиях глобальной экономики, когда больше нет возможности ждать решения греков-киприотов по вопросу развития плана Кофи Аннана, в частности создания 2 независимых общинных государственных образований в рамках одного кипрского государства. Греки-киприоты проявляют в этом отношении "непреклонность" несмотря на то, что со времени конфликта 1974 года прошло немало времени и большая часть активных политических деятелей отстаивавших позицию непримирения с турками-киприотами уже давно ушла в отставку!
Политический деятель Северного Кипра-президент ТРСК Дервиш Эроглу на последних своих общественных заявлениях, дал понять, что с 2012 года будет игнорировать мирные затянувшиеся переговоры с общиной греков-киприотов и сосредоточится на признании Северного Кипра мусульманскими странами, в первую очередь по линии Лиги Арабских Государств и ОИС: «Стало очевидным, что ООН не будет созывать конференцию, но мы будем продолжать добиваться независимости. Сейчас мы хотим добиться признания у мусульманских стран-участниц ОИС. Мы хотим добиться прямых рейсов между исламскими странами и Северным Кипром«.
Экономическими предпосылками, для развития экономики Северного Кипра является начало работ Турецкой нефтегазовой корпорации (TPAO) с 26 апреля 2012 разведочного бурения на территории Северного Кипра. Разведочные работы начали вестись на месторождении Тюркюрду-1. После начала Никосией работ по разработке шельфа у берегов разделенного на греческую и турецкую части острова Эрдоган заявил, что Анкара вместе с Турецкой Республикой Северного Кипра начнет разведку на нефть и газ в "специальной экономической зоне" Северного Кипра. 21 сентября 2011 года, глава турецкого правительства и президент Северного Кипра Дервиш Эроглу подписали в Нью-Йорке соглашение о границе шельфа для проведения разведки и добычи нефти и газа. Тогда же еще премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган предупредил о введении санкций в отношении компаний, сотрудничающих с греческой Республикой Кипр в разработке шельфа.
25 апреля 2012 года спикер по переговорам о вступлении Турции в Европейский Союз выразил готовность Турции к дискуссии, которая должна пройти в Мальте в конце 2012 года, по решению кипрской проблемы. Мистер Баиш, в своем выступлении, заявил: "Если вы сможете убедить администрацию Греции и греко-киприотов участвовать в переговорах, то я могу обещать, что республика Турция, ТРСК и Англия будут участвовать". На политической встрече было предложено создать турецко-мальтийскую группу, чтобы увеличить объемы торговли между странами. Мальтийских бизнесменов пригласили посетить Турцию, чтобы ознакомить с возможностями ведения бизнеса.
Сам Пан Ги Мун уже объявил, что из-за провала референдума в 2012 году по объединению Кипра на Кипре частично остаются миротворцы ООН. Они до сих пор охраняют 180-мильный участок границы, разделяющий остров надвое- прямо через его столицу - Никосию. Это явная угроза и метод нажима на несговорчивых киприотов: кто знает, что произойдет без миротворцев ООН? Хотя все и понимают, что до вывода войск ООН возможно дойти не решится. Референдум же 2004 года проходил перед вступлением Республики Кипр в Европейский Союз (при том, что план К.Аннана предусматривал, в случае успеха референдума, вхождение объединенного Кипра в ЕС). План воссоединения острова был отвергнут греческими киприотами 76% (при явке 87%), и одобрен турецкими киприотами в 65% (при явке в 89%).
В настоящий момент статус Северного Кипра полностью зависит от действий Турции, положение которой сильно изменилось после резкого ухудшения отношений с Россией, введения взаимных санкций между Анкарой и Москвой, сворачиванием проекта "Турецкий Поток" и др. Анкара предпринимает стремительные шаги по возобновлению диалога с Израилем (поставки газа) и поиск новых поставщиков нефти (Азербайджан и Катар). На заявление недавно избранного президента ТРСК Мустафы Акынджи о желании сблизиться с другой частью Кипра, Эрдоган заявил, что: "Турция заплатила большую цену за Северный Кипр, наши бойцы отдали за него жизни. И мы продолжаем платить, расходуя ежегодно на Северный Кипр около 1 миллиарда долларов. Кто на международном уровне сражается за него? Может ли Акынджи выиграть в одиночку эту битву? Турция любит Северный Кипр так, как мать любит ребенка".

инфраструктура на Северном Кипре

Работа на Северном Кипре
Найти работу на Северном Кипре достаточно непросто, что связано с недостаточной развитостью инфраструктуры, ограниченностью предложения рабочих мест, ограниченностью отраслей, в которых можно трудиться. К самым развитым отраслям в северной части Кипра можно отнести гостиничное хозяйство, здравоохранение, образование и жилищное строительство. В последнем секторе наблюдается устойчивый рост, начиная с 2009 года, что связано с притоком покупателей в недвижимость, т.к. цены на недвижимость на Северном Кипре на 50-70% в среднем ниже, чем в южной части Кипра. Кроме того, в этой части острова прекрасная береговая линия и практически идеальная экология, что связано с полным отсутствием каких-либо промышленных производств и каких-либо свалок и захоронений. В строительной области можно найти работу инженеру-механику по строительной технике и оборудованию, наладчику строительного оборудования, конструктору-механику, архитектору. Необходимо отметить, что желательно знание турецкого языка, и как минимум английского. В менее квалифицированном применении можно найти применение своим силам как каменщику, штукатуру, асфальтоукладчику. Здесь знание языков не столь щепетильно рассматривается. В сфере образования на Северном Кипре востребованы специальности в области финансов со знанием английского языка, это связано в первую очередь с большим количеством кафедр по финансам и кредиту в Восточно-Средиземноморском Университете, где обучается огромное количество студентов из стран Азии и Африки. Университет предлагает очень достойные условия труда и проживания с очень достойной оплатой. Разумеется, на Северном Кипре всегда могут найти себе работу медицинские работники с документами, подтверждающими квалификацию - стоматологи, хирурги, детские педиатры.... В области гостиничного хозяйства могут найти себе работу на Северном Кипре только люди, хорошо владеющие английским языком (знание турецкого желательно). На Северном Кипре активно развивается зональная туристическая застройка, например зона «Бафра»-место постройки уникальных пятизвездочных гостиниц или к примеру «английские» или «русские» поселки... Стоимость оплаты труда на Северном Кипре в целом достаточно высокая, для специалиста она может составлять в среднем 2000-2500 евро, где 400-500 евро может тратиться на комфортабельное жилье, а 300-400 евро на продукты питания, 200-300 на передвижение...
Список наиболее востребованных и высокооплачиваемых специальностей на Северном Кипре:
- Специалисты в области энергоэффективности и энергосбережения
- Менеджеры по коммуникациям ...(спрос на них на Северном Кипре вырос в 4 раза начиная с 2012 года)
- Программисты приложений для мобильных систем, особенно Java программисты
- Консультант по SEO и SEM
- Инженеры и наладчики холодильного оборудования
- врачи-окулисты
- Специалист по телефонным продажам со знанием иностранных языков
- Техник в социально-санитарной сфере
- Инженер-механик по обслуживания строительной техники
недвижимость Северный Кипр
Заболевания, которые лечатся на Северном Кипре
Северный Кипр очень благоприятно влияет на оздоровительные функции организма человека, что связано с благоприятной социальной средой и мягким средиземноморским климатом. Самыми распространенными болезнями, которые можно вылечить либо придать им «управляемый» характер являются болезни дыхательных путей, болезни нервной системы, болезни кишечного тракта и болезни кожи. Экология на Северном Кипре признана одной из самых лучших в мире. Чистый воздух, прекрасное и чистое море подарят Вам ощущения восстановления жизненно важных функций и общего состояния организма. На Северном Кипре существует несколько передовых клиник с первоклассным оборудованием, например, магнитно-резонансная томография, лечение почек с помощью диализа, кардиологическое лечение, лечение бесплодия. Развиты и общеукрепляющие методы оздоровления организма: лечение горячими камнями, турецкие парные, снимающая стресс рефлексология, талассотерапия и грязевые ванны. Успокаивающая теплая морская вода имеет температуру, близкую к температуре человеческого тела за счет чего облегчается передача минеральных солей через кожу в организм, вызывая релаксацию и стимулируя кровообращение. Мягкое же воздействие грязевых ванн улучшает общее состояние кожи, снимает боль в суставах и мышцах...
недвижимость Северного Кипра
Транспортное сообщение с Северным Кипром
Официальный порядок въезда на Северный Кипр осуществляется через Южный Кипр, чаще всего через аэропорт города Ларнака, поскольку он является самым ближайшим крупным городом (имеющим аэропорт), расположенным к границе с Северным Кипром. Для въезда на Южный Кипр нужна либо:
- Открытая Шенгенская виза
- Кипрская провиза, оформленная в электронном виде на сайте консульства Республики Кипр в Москве. Заполняется и отсылается в электронном виде, ответ также приходит в электронном виде. Обратите внимание, что заграничный паспорт заявителя должен действовать еще как минимум 6 месяцев с момента подачи заявления на получение визы в электронном виде.
Менее распространенный способ это прилететь непосредственно на Северный Кипр
- Воздушным сообщением. Много рейсов из Стамбула в аэропорт Северного Кипра Эрджан. Ближайший город к аэропорту -Фамагуста. То есть необходимо выбрать рейс из Вашего города с пересадкой в Стамбуле. Например, Москва-Стамбул-Эрджан (Северный Кипр)
-Водным путем, можно добраться до Северного Кипра из Турции (г.Анталья) паромом до Кирении (Гирне), из Израиля (г.Хайфа) до Лимасола.

*** Вьезд, проживание и получение ВНЖ на Северном Кипре
Приехать на территорию Северного Кипра можно разными путями:
А) Через Стамбул, прямо в аэропорт Северного Кипра -Эрджан. Например рейсом, Москва-Стамбул-Эрджан. Такой путь прилета не приветствует Республика Кипр, потому что официальный порядок въезда на Северный Кипр через Республику Кипр.
Также во избежание вопросов в будущем в получении, например кипрской визы, рекомендуется ставить отметку о пересечении границы Северного Кипра не в паспорт, а на отдельный специальный листок (который можно попросить при прохождении паспортного контроля)
Б) Из Турции, Израиля, Египта на пароме, который идет 3-5 часов. Из Израиля паром идет из города Хайфа до Лимасола (5 часов), из Антальи паром идет до Гирне (3 часа). Визовые нюансы такие же как и в п. А)
В) Имея шенгенскую визу прибыв в аэропорт Республики Кипр (Ларнака, Пафос) и далее на такси следуя через границу между Республикой Кипр и ТРСК. Время прохождения границы-2 минуты, нужно предъявить паспорт и заполнить специальный листок (с отметкой о дате прибытия на ТРСК).
Г) Прибывать в аэропорт Республики Кипр имея «провизу» оформленную в электронном виде на сайте посольства Республики Кипр в Москве. Все оформление происходит в электронном виде и занимает 3 суток. Далее все как в пункте В)
Во время въезда на территорию Турецкой Республики Северный Кипр, на пограничном пункте въезжающему ставят штамп, свидетельствующий о туристической визе с правом нахождения в ТРСК в течение определенного промежутка времени. С момента истечения срока визы, турист обязан покинуть территорию ТРСК. Для продления визы люди часто покидают Северный Кипр на сутки, обычно это полет из аэропорта Эрджана на Северном Кипре в аэропорт Стамбула и возвращение назад. Такую операцию можно повторять несколько раз пока не появятся уже основания для подачи документов для ВНЖ.
Северный Кипр-это страна, где проживание иностранцев на постоянной основе регламентировано наличием у последних вида на жительство- такого документа, который удостоверяет личность иностранца и подтверждает им получение разрешения постоянно проживать на Северном Кипре. Такой документ дает право на свободный выезд из ТРСК и въезд в ТРСК.
Получение ВНЖ на Северном Кипре-одна из самых несложных процедур, в отличие большого количества других стран мира.
При покупке недвижимости в ТРСК получение ВНЖ имеют право получить не только сам покупатель, но члены его семьи.
Желающие постоянно проживать на территории ТРСК, могут получить временный вид на жительство (ВВЖ), и впоследствии ВНЖ постоянный.
Оформление ВНЖ на Северном Кипре требует представления следующих документов в органы власти-иммиграционный отдел в отделении полиции:
- из органа, осуществляющего государственную регистрацию права собственности покупателя на недвижимость-зарегистрированный договор купли-продажи (титул)
- справка от районного старосты по месту нахождения имущества
- государственные марки-сборы (6 евро в лирах). Марки-в свободной продаже и купить их можно на почте.
- копия заграничного паспорта покупателя и членов его семьи
- свидетельство о браке (если покупатель состоит в браке), свидетельство о рождении детей, документы должны быть переведены на турецкий язык и заверены галографической печатью
- для членов семьи покупателя пенсионного возраста-пенсионное свидетельство
- прохождение медицинского обследования в специализированной государственной клинике на общий анализ крови-туберкулез, гепатит, вич-инфекция. (60 евро в лирах)
- открытие счета в местном банке с денежным депозитом из расчета 10 тысяч евро на заявителя. Подтверждающий документ-распечатка, выписка из местного банка об открытии счета. На семью из 3 человек с 1 ребенком на счету должно быть не менее 15 тысяч евро.
- цветные фотографии покупателя и каждого члена семьи (установленного образца)
- уплата государственной пошлины (110 евро в лирах)
- копия документов на автомобиль +копия водительского удостоверения международного образца
По истечении установленного законом срока (обычно это занимает месяц) с момента подачи документов в полицию, - покупатель абсолютно законно получает временный вид на жительство на Северном Кипре сроком на 1 год. По истечении указанного срока покупатель имеет право продлевать его на аналогичный период. Временный вид на жительство дает право находиться на всей территории Северного Кипра. Вид на жительство на Северном Кипре дает покупателю недвижимости только право на проживание, право на устройство на работу не приобретается. Приобретение же гражданства на Северном Кипре - это вообще отдельная тема. Право на получение гражданства на Северном Кипре имеют:
- лица, чьи мать и отец являются гражданами ТРСК
- брак с гражданином (гражданкой) ТРСК
- беспрерывное нахождение на территории ТРСК в течение 10 лет, где выезд за пределы ТРСК не превышал 3 месяцев в году.
Право на ведение бизнеса в ТРСК решается через лицензированного адвоката.
В настоящее время действуют 5 пропускных пунктов, и планируется открытие еще 2-ух. Для посещения Северного Кипра по суше из греческой части острова достаточно однократной кипрской визы, вне зависимости от количества выездов в турецкую часть. Нет никаких временных рамок и ограничений для посещения Северного Кипра из греческой части острова.
Однако, правительство греческой части острова не признает въезд на остров через порты и аэропорты Северного Кипра (порт Кирении, порт Фамагусты, и аэропорт Эрджан).


Страна:
Тип:
Цена от (€):
до (€):